План 6

 

 

Главная 
План 1 
План 2 
План 3 
План 4 
План 5 
План 6 
План 7 
План 8 
Конспекты 

 Программа астрономического кружка (8, 9, 10, 11 класс)

Разработки уроков по астрономии, конспекты, презентации по астрономии

 Бесплатные разработки открытых уроков по астрономии в школе. Конспекты уроков по астрономии, презентации по астрономии в школе - скачать бесплатно Тематическое, календарное, поурочное планирование по астрономии скачать бесплатно

 

Программа астрономического кружка в школе

Программа астрономического кружка для 8-9, 10 и 11 класса общеобразовательной школы, рассчитанная на учебник Б.А. Воронцов-Вельяминов «Астрономия» (34 часа, 1 ч в неделю). За три года 112часов

Программа разработана учителем математики и астрономии Нурлатской средней общеобразовательной школы №1  Муртазиной  Р.Х.

                          Пояснительная записка 

Формирование и развитие у учащихся астрономических представлений - длительный процесс, который должен начинаться в старшем дошкольном возрасте (на базе имеющихся для детей книг по астрономии) и продолжаться в течение всего времени обучения в школе (с максимальным использованием для этого пропедевтических курсов "Окружающий мир", 1-4 классы, и "Естествознание", 5-7 классы, а затем и систематического курса физики). С этой точки зрения данный кружок является обобщающим и завершающим не только астрономическое, но и все естественнонаучное образование выпускников старшей общеобразовательной школы.

Цели:

1.      Расширить и углубить представление о специфике современной астрономии как о фундаментальной науке, которая неразрывно связана с другими науками о природе (прежде всего с физикой), с философией, с математикой и, конечно, с космонавтикой.

2.       Научить учащихся пользоваться картой звёздного неба.

3.      Дать представление учащимся : об определение географической широты с помощью астрономических наблюдений, понятия галактик; эллиптических, спиральных и неправильных галактик; скоплений галактик; взаимодействующих галактик; галактик с активными ядрами; радиогалактик; квазаров; реликтового излучения; метод определения расстояний по красному смещению; закон Хаббла; сущность однородных изотропных моделей Вселенной; о возможностях наблюдения далеких галактик в эпоху их "молодости".

Задачи:

  • 1. Дать основы знаний о методах и результатах исследований физической природы небесных тел и их систем, строении и эволюции Вселенной;
  • 2.Показать роль астрономии в познании фундаментальных знаний о природе, использование которых является базой научно-технического прогресса;
  • 3.Способствовать формированию у школьников научного мировоззрения, раскрывая современную естественнонаучную картину мира, процесс развития знаний о Вселенной;
  • 4.Способствовать развитию интеллектуальных способностей подростков и их социальной активности.

Данная программа позволит также усилить аспект гуманитаризации курса астрономии за счет применения исторического подхода к рассмотрению ряда тем:

  • 1.Изучение жизни и трудов выдающихся астрономов прошлого;
  • 2.Изучение исторического процесса развития идей, теорий и астрономических приборов;
  • 3.Получение фундаментальных представлений о выдающихся достижениях науки, техники и уровне развития современных технологий.

Отличительной особенностью данной программы является уделение внимания развитию практических умений и навыков учащихся. Это позволит глубже понять материал школьного курса астрономии; получить о ней представление как о науке, возникшей из практических потребностей человека и не утратившей этого значения в настоящее время.

Практические работы, включенные в программу, имеют для курса астрономии столь же важное значение, как и лабораторные работы в курсах других естественных наук. Формируемые и проверяемые в ходе выполнения практикума умения позволят учащимся:

  • 1.Применять на практике различные астрономические методы;
  • 2.Овладевать элементами проведения научно-исследовательской работы;
  • 3.Соотносить результаты практической деятельности с теорией;
  • 4. Использовать на практике межпредметные связи.

При проведении  занятий  весь курс разбить на две части: лекционную и практическую. Число часов, отводимых для проведения тех или других видов занятий, приблизительно одинаковым. За счет практических занятий проводятся срезы знаний.

В конце программы приводится примерная тематика практических занятий, включающих в себя практикум по решению задач и практические работы.При проведении практикума по решению задач взято за основу упражнения из учебника Е.П.Левитан и Б.А.Воронцов-Вельяминов "Астрономия". Естествен¬но, эти задачи необходимо дополнить однотипными из имеющихся у преподователей сборников, например: Л.А. Кирик, К.П. Бондаренко  « Астрономия. Разноуровневые самостоятельные работы», А.А.Иванов, З.И.Иванова «Тесты по астрономии».

В процессе преподавания астрономии акцент уделяется не на изложении множества конкретных научных фактов, а на подчеркивании накопленного астрономией огромного опыта эмоционально-целостного отношения к миру, ее вклада в становление и развитие эстетики и этики в историю духовной культуры человечества. На уроках астрономии есть возможность привлечь внимание к красоте мироздания, смыслу существования и развития науки, человека и человечества. Гуманизировать школьную астрономию - это значит с наибольшей полнотой раскрыть в ней многаспектную проблему "Человек и Вселенная", показав при этом:

  •  а) как, зачем и с какими результатами человек познает Вселенную и осваивает космос;
  • б) почему и как происходит расширение экологического понятия "среда обитания" до масштабов Земли, Солнечной системы. Галактики, Метагалактики;
  •  в) на каком основании делается вывод о возможной уникальности нашей цивилизации и почему в связи с этим возрастает ответственность нынешнего поколения людей не только за выживание человечества, но и за его дальнейшее мирное и устойчивое развитие.

 Оптимизация процесса обучения астрономии предполагает использование, кроме учебника, разнообразных других средств обучения (моделей, приборов и инструментов, звездных карт, stellfriuma, кинофильмов, DVD-дисков).

 

Содержание курса ( рассчитано на три года: 8-9, 10 и 11 класса)

Тема 1. «Введение в астрономию»(25 часов)

Предмет астрономии (что изучает астрономия, роль наблюдений в астрономии, связь астрономии с другими науками, значение астрономии). Телескопы (виды телескопов и их внутреннее строение).Звездное небо (что такое созвездие, основные созвездия, яркость и цвет звезды). Изменение вида звездного неба в течение суток (небесная сфера и ее вращение, горизонтальная система координат, изменение горизонтальных координат, кульминации светил). Изменение вида звездного неба в течение года (экваториальная система координат, видимое годичное движение Солнца, годичное движение Солнца и вид звездного неба). Способы определения географической широты (высота Полюса мира и географическая широта места наблюдения, суточное движение звезд на разных широтах, связь между склонением, зенитным расстоянием и географической широтой). Основы измерения времени (связь времени с географической долготой, системы счета времени, понятие о летосчислении).Календарь.

Тема 2. « Строение Солнечной системы» (20 часов)

Форма орбиты и скорость движения. Видимое движение планет (петлеобразное движение планет, конфигурации планет, сидерические и синодические периоды обращения планет). Развитие представлений о Солнечной системе (астрономия в древности, геоцентрические системы мира, гелиоцен¬трическая система мира, становление гелиоцентрического мировоззрения). Законы Кеплера - законы движения небесных тел (три закона Кеплера), обобщение и уточнение Ньютоном законов Кеплера (закон всемирного тяготения, возмущения, открытие Нептуна, законы Кеплера в формулировке Ньютона). Понятие о теории приливов. Земля, её размер, форма, масса, движение. Определение расстояний до тел Солнечной системы и размеров небесных тел (определение расстояний по параллаксам светил, радиолокационный метод, определение размеров тел Солнечной системы).

Тема 3. «Физическая природа тел Солнечной системы» (18 часов)

Система "Земля - Луна" (основные движения Земли, форма Земли, Луна - спутник Земли, солнечные и лунные затмения). Природа Лунь! (физические условия на Луне, поверхность Луны, лунные породы). Планеты земной группы (общая характеристика атмосферы, поверхности). Планеты-гиганты (общая характеристика, особенности строения, спутники, кольца). Астероиды и метеориты (закономерность в расстояниях планет от Солнца и пояс астероидов, движение астероидов, физические характеристики астероидов, метеориты). Кометы и метеоры (открытие и движение комет, физическая природа, происхождение комет и их распад на метеорные потоки).

Тема 4. «Солнце и звёзды» (24 часов)

Общие сведения о Солнце (вид в телескоп, вращение, размеры, масса, светимость, температура Солнца и состояние вещества на нем, химический состав). Строение атмосферы Солнца (фотосфера, хромосфера, солнечная корона, солнечная активность). Источники энергии и внутреннее строение Солнца (протон - протонный цикл, поня¬тие о моделях внутреннего строения Солнца). Солнце и жизнь Земли (перспективы использования солнечной энергии, коротковолновое излучение, радиоизлучение, корпускулярное излучение, проблема "Солнце - Земля"). Расстояние до звезд (определение расстояний по годичным параллаксам, видимые и абсолютные звездные величины). Пространственные скорости звезд (собственные движения и танген¬циальные скорости звезд, эффект Доплера и определение лучевых скоростей звезд). Физическая природа звезд (цвет, температура, спектры и химический состав, светимости, радиусы, массы, средние плотности). Связь между физическими характеристиками звезд (диаграмма "спектр-светимость", соотношение "масса-светимость", вращение звезд различных спектральных классов). Двойные звезды (оптические и физические двойные звезды, определение масс звезд из наблюдений двойных звезд, невидимые спутники звезд). Физические переменные, новые и сверхновые звезды (цефеиды, другие физические переменные звезды, новые и сверхновые).

Тема 5. «Строение и эволюция Вселенной» (15 часа)

Наша Галактика (состав - звезды и звездные скопления, туманности, межзвездный газ, космические лучи и магнитные поля; строение Галактики, вращение Галактики и движение звезд в ней; радиоизлучение). Движение звёзд в Галактике ( собственное движение звёзд, движение Солнечной системы, вращение Галактики. Другие галактики (открытие других галактик, определение размеров, расстояний и масс галактик; многообразие галактик, радиогалактики и активность ядер галактик, квазары). Метагалактика (системы галактик и крупномасштабная структура Вселенной, расширение Метагалактики, гипотеза "горячей Вселенной", космологические модели Вселенной). Происхождение и эволюция звезд (возраст галактик и звезд, происхождение и эволюция звезд). Происхождение планет (возраст Земли и других тел Солнечной системы, основные закономерности в Солнечной системе, первые космогонические гипотезы, современные представления о происхождении планет). Жизнь и разум во Вселенной (эволюция Вселенной и жизнь, проблема внеземных цивилизаций).

Практические занятия

  • 1.Обзорные наблюдения звездного неба (stellarium).
  • 2.Графическое построение основных элементов небесной сферы.
  • 3. Определение географической широты.
  • 4.Основы измерения времени, решение задач на связь различных систем счёта времени.
  • 5.Взаимосвязь между силой тяготения и силой тяжести.
  • 6.Решение задач на определение: синодического и сидерического периодов планет.
  • 7.Решение задач на использование формул: законов Кеплера; закона всемирного тяготения; 1-й и 2-й космических скоростей.
  • 8.Решение задач по определению расстояний до небесных тел по их параллаксам.
  • 9.Выясняем причины возникновения приливных сил и их влияние на движение тел Солнечной системы, различные свойства тел Солнечной системы.
  • 10.Учимся пользоваться астрономическим календарем для получения сведений о движении и возможностях наблюдения тел Солнечной системы.
  • 11.Находить тела Солнечной системы на небе во время наблюдений.
  • 12. Определение лучевой скорости движения небесного тела по эффекту Доплера.
  • 13. Определение расстояний по видимой и абсолютной звёздной величине.

Список литературы:

  • 1.      Е.П. Левитан «Астрономия» учебник для 11 класса общеобразовательных учреждений.
  • 2.      В.А. Воронцов-Вельяминов, Е.К. Страут «Астрономия» учебник для 11 класса общеобразовательных учреждений.
  • 3.      Е.П. Левитан Астрономия, 11: Кн. Для учителя / Е.П. Левитан. – М.: Просвещение, 2005. – 128с.: ил. – ISBN 5-09-012425-6.
  • 4.      Школьнный астрономический календарь на 2005/20006 учебный год. Вып.56: учеб. Пособие для учащихся 7 –11 кл./авт.-сост.М.Ю.Шевченко, О.С. Угольников. – М.: Дрофа, 2005. – 110,[2]с.: ил.,цв. Вкл. ISBN 5-7107-9167-9.
  • 5.      А.А. Иванов, З.И Иванова Тесты по астрономии. Саратов: «Лицей» , 2002.-80 с. ISBN 5-8053-0154-7.
  • 6.       Л.А. Кирик, К.П. Бондаренко   Астрономия. Разноуровневые самостоятельные работы с примерами решения задач. – М.: Илекса, 2005. – 64 с.:ил. ISBN 5-89237-142-5
  • 7.      Ф.Ю. Зигель Сокровище звёздного неба: Путеводитель по созвездиям и Луне. – изд. – М.: Наука. Гл. ред. Физ.-мат. Лит.,1987.-296 с ., с ил..

 Программа астрономического кружка (8, 9, 10, 11 класс)

Астрономия в школе

 

Copyright(c) 2012-2013-2014-2015-2016 Скачать бесплатно разработки уроков по астрономии, конспекты, презентации, планирование для учителя астрономии в школе

Рейтинг сайтов Луганска и Луганской области

ПУС ©™ - Первая Учительская Сеть сайтов