Урок 30

 

 

Главная 
План 1 
План 2 
План 3 
План 4 
План 5 
План 6 
План 7 
План 8 
Конспекты 

Конспект урока по астрономии по теме: "Происхождение и эволюция галактик и звезд"

Разработки уроков по астрономии, конспекты, презентации по астрономии

 Бесплатные разработки открытых уроков по астрономии в школе. Конспекты уроков по астрономии, презентации по астрономии в школе - скачать бесплатно Тематическое, календарное, поурочное планирование по астрономии скачать бесплатно

 

Разработка урока по астрономии.

Конспект урока по астрономии в школе в 11 классе по теме "Происхождение и эволюция галактик и звезд"

Урок 30

Тема урока по астрономии: Происхождение и эволюция галактик и звезд

Оборудование для проведения урока по астрономии в 11 классе: учебник астрономии, карта звездного неба, плакат "Эволюция звезд", плакат "Эволюция галактик", электронная презентация "Эволюция звезд и галактик"

Ход урока астрономии "Эволюция звезд и галактик":

1. Новый материал.

Космогония это - раздел астрономии, занимающийся проблемами происхождения и эволюции небесных тел.  Космология развивается исходя из гипотез, подтверждаемых наблюдаемыми фактами и позволяющие предсказать новые открытия. Эволюция - изменения объекта, происходящие в течение жизни: от рождение до стадии угасания.

1. Происхождение и эволюция галактик.

Возникновение метагалактики

Возникновение метагалактики - Конспект урока по астрономии в школе в 11 классе по теме "Происхождение и эволюция галактик и звезд"

Известные нам законы физики начали действовать с момента tв= 10-43 с, когда стали существенными явления гравитации, квантования и релятивизма, характеризуемые соотношением гравитационной постоянной G, постоянной Планка ћ и скоростью света с, когда размеры Вселенной составляли Rв= 10-31 м при плотности материи r в=1074–1094 г/см3 с температурой Тв = 1,3 ? 1032 К.

 При расширении пространства температура и плотность среды уменьшались намного быстрее плотности вакуума. Отрицательное давление физического вакуума р = - р? с2 породило явление взаимного отталкивания материальных объектов, обратное гравитации. Не имевшие ранее массы  частицы материи, стремительно поглощали чудовищную энергию порождавшего их вакуума. Инфляционная Мини-Вселенная была чем-то похожа на раздувающийся воздушный шарик: расстояние между всеми точками поверхности равномерно увеличивалось потому, что между ними возникало, увеличивалось само пространство. Мини-Вселенная не расширялась в каком-то внешнем по отношению к ней пространстве: само пространство возникало, увеличивалось внутри нее, "раздвигало" ее границы. Энергия распада "ложного вакуума" к моменту tв = 10-36 с полностью выделилась в форме рождения частиц; инфляционное расширение Мини-Вселенной закончилась.

   Сверхраскаленный "пузырь" Мини-Вселенной распался из-за внутренней нестабильности на множество мелких областей - метагалактик. По мере расширения Метагалактики уменьшалась плотность ее материи и энергия излучения, температура среды падала пропорционально расширению пространства. При дальнейшем расширении Метагалактики температура упала ниже 109 К и синтез атомных ядер прекратился, поскольку энергии фотонов и других частиц стало недостаточно для протекания этих реакций. В период времени от 10 до 100 с с момента возникновения метагалактики закончилась аннигиляция ("вымирание") электронно-позитронных пар.

   Возникновению и сохранению сгустков содействовало то, что при наличии отдельных уплотнений в разных точках пространства на каждый протон или нейтрон приходилось разное количество переносящих энергию фотонов. С понижением температуры и плотности среды уменьшалась вероятность образования новых "возмущений плотности", а старые сгустки продолжали рассасываться. Через сотни тысяч лет уцелели лишь те сгустки, чья начальная масса была больше 105 - 106М?  

    Через 1012 с после Большого Взрыва началась эпоха рекомбинации - разделения вещества и излучения. Свидетель той поры - реликтовое излучение. За миллиарды лет расширения Метагалактики его температура понизилась с 4000 К до 2,725 К.

    "Блины" массой до 1014 М? стали зародышами протогалактических скоплений. В их недрах происходили разнообразные тепловые и гидродинамические процессы, приводившие к распаду ("дроблению") "блинов" на мелкие, отдельные, плотные облака газа массой 1010-1012 М?, из которых образовались протогалактики, преобразовавшиеся в галактики на протяжении последующего миллиарда лет. Подробнее Образование галактик

Эволюция вещества в галактиках - Конспект урока по астрономии в школе в 11 классе по теме "Происхождение и эволюция галактик и звезд"

2. Эволюция звезд

Эволюция звезд, это - изменения, происходящие в течение жизни звезды, включая ее рождение в межзвездной среде, истощение годного к использованию ядерного топлива и конечную стадию угасания.

    Горение водорода в ядре продолжается до тех пор, пока не истощатся запасы топлива. В течение этой фазы звезда находится на главной последовательности диаграммы Герцшпрунга-Рессела. Здесь масштабы времени резко уменьшаются с увеличением массы. Для Солнца время жизни на главной последовательности составляет 10 млрд. лет (около половины которого уже прошло). Когда при исчерпании всего топлива горение водорода в ядре прекращается, в структуре звезды происходят фундаментальные изменения, связанные с потерей источника энергии. Звезда уходит с главной последовательности в область красных гигантов. Рост температуры и плотности в звёздном ядре ведёт к условиям, в которых может (в зависимости от массы) активироваться новый источник термоядерной энергии: выгорание гелия (тройная гелиевая реакция или тройной альфа-процесс), характерный для красных гигантов и сверхгигантов. При температурах порядка 108 K кинетическая энергия ядер гелия становится достаточно высокой для преодоления кулоновского барьера: два ядра гелия (альфа-частицы) могут сливаться с образованием нестабильного изотопа бериллия Be8: He4 + He4 = Be8.Большая часть Be8 снова распадается на две альфа-частицы, но при столкновении Be8 с высокоэнергетической альфа-частицей может образоваться стабильное ядро углерода C12: Be8 + He4 = C12 + 7,3 МэВ.

Массивные звезды

Реакции в массивных звездах - Конспект урока по астрономии в школе в 11 классе по теме "Происхождение и эволюция галактик и звезд"

По современным представлениям в звездах главной последовательности с массой больше 10 M?  термоядерные реакции проходят в невырожденных условиях вплоть до образования самых устойчивых элементов железного пика. Масса эволюционирующего ядра слабо зависит от полной массы звезды и составляет 2–2,5 M?.

   Сброс оболочки звезды объясняют взаимодействием нейтрино с веществом. Распад ядер требует значительных затрат энергии, т.к. представляет собой как бы всю цепочку термоядерных реакций синтеза водорода в железо, но идущую в обратном порядке, не с выделением, а с поглощением энергии. Вещество теряет упругость, ядро сжимается, температура возрастает, но все же не так быстро, чтобы приостановить сжатие. Большая часть выделяемой при сжатии энергии уносится нейтрино. Таким образом, в результате нейтронизации вещества и диссоциации ядер происходит как бы взрыв звезды внутрь – имплозия. Вещество центральной области звезды падает к центру со скоростью свободного падения. Образующаяся при этом гидродинамическая волна разрежения втягивает последовательно в режим падения все более удаленные от центра слои звезды.

   Начавшийся коллапс может остановиться упругостью вещества, достигшего ядерной плотности и состоящего в основном из вырожденных нейтронов (нейтронная жидкость). При этом образуется нейтронная звезда . Оболочка звезды приобретает огромный импульс (скорее всего, передающийся нейтрино) и сбрасывается в межзвездное пространство со скоростью 10 000 км/с. Такие остатки вспышек сверхновых при расширении взаимодействуют с межзвездной средой и заметно светятся.

    Вспышки сверхновых типа Iа, по-видимому, вызваны коллапсом белого карлика входящего в состав двойной звездной системы, при достижении им массы, близкой к пределу Чандрасекара, в процессе перетекания вещества с расширившейся в ходе эволюции соседней звезды. В таблице приведены этапы эволюции звезды массой 25 M?.

Этапы эволюции звезд - Конспект урока по астрономии в школе в 11 классе по теме "Происхождение и эволюция галактик и звезд"

Эволюция звезд типа Солнца

Эволюционный трек на диаграмме Герцшпрунга-Рессела для звезды типа Солнца - Конспект урока по астрономии в школе в 11 классе по теме "Происхождение и эволюция галактик и звезд"

Температура и спектральный анализ звезд - Конспект урока по астрономии в школе в 11 классе по теме "Происхождение и эволюция галактик и звезд"

Протозвезда. Звезды образуются в результате гравитационной неустойчивости в холодных и плотных молекулярных облаках (если его масса не менее 2000 масс Солнца. Т=10К). Поэтому звезды всегда рождаются группами (скоплениями, комплексами). Гигантские молекулярные облака с массами, большими 105 M?  (их известно более 6 000), содержат 90 % всего молекулярного газа Галактики. Именно с ними связаны области звездообразования. Если бы гигантские молекулярные облака в Галактике свободно сжимались из-за гравитационной неустойчивости, то за 50 миллионов лет из них образовались бы звезды. Сжатию способствуют ударные волны при расширении остатков вспышек сверхновых , спиральные волны плотности и звездный ветер от горячих ОВ-звезд. Температура вещества при переходе от молекулярных облаков через фрагментацию облака (появление глоб) к звездам возрастает в миллионы раз, а плотность – в 1020 раз, увеличивается скорость вращения.

   Стадия развития звезды, характеризующаяся сжатием и не имеющая еще термоядерных источников энергии, называется протозвездой (греч. протос «первый»). Эволюцию протозвезды массой 1 M?  можно разделить на три стадии:

Три стадии эволюции протозвезды - Конспект урока по астрономии в школе в 11 классе по теме "Происхождение и эволюция галактик и звезд"

По достижению температуры в несколько миллионов градусов в центре начинаются термоядерные реакции. Минимальная масса, которая необходима для этого, составляет около одной двенадцатой массы Солнца. Если вещества меньше, то реакции нуклеосинтеза никогда не начнутся. Объекты, массы которых лежат в промежутке 0,01–0,08 M?, называются коричневыми карликами.

    В 60-е годы ХХ века Ч. Хаяши и Т. Накано впервые подробно рассмотрели динамику сжатия протозвезды. Они показали, что в процессе сжатия температура фотосферы молодой звезды возрастает до 3 000 К, светимость звезды – до 300 L?. Заключительные стадии формирования звезды могут быть весьма бурными. Помимо так называемого протозвездного ветра многие звезды выбрасывают с огромной скоростью в пространство гигантские струи горячего вещества – джеты.

Звезда. Ядро втягивает все, или почти все вещество, сжимается и когда температура внутри  превысит 10 млн.К, начинается процесс выгорания водорода (термоядерная реакция). Для звезд с M? от самого начала прошло 60 млн.лет, а для звезд с 10M? прошло 300000 лет. При массе ядра не превосходящей 0,08 массы Солнца, температуры такой не достигнет, возникнет коричневый карлик, который не попадает на главную последовательность, постепенно погаснет и в конце рассеется.

Звезда на главной последовательности. Находится пока внутри происходит термоядерная реакция выгорания водорода в ядре, что зависит от массы. Время жизни самое долгое в эволюции. Для звезд разной массы: M=0,8M? ?=20 млрд.лет, M=M? ?=10 млрд.лет, M=1,5M? ?=1,5 млрд.лет, M=2,0M? ?=0,8 млрд.лет

     После того как звезда израсходует содержащийся в центральной части водород, гелиевое ядро начнет сжиматься, его температура повысится настолько, что начнутся реакции с большим энерговыделением (при температуре 2•107 К начинается горение гелия - составляет по времени десятую часть горения Н). В прилегающем к ядру слое, как правило, остается водород, возобновляются протон-протонные реакции, давление в оболочке существенно повышается, и внешние слои звезды резко увеличиваются в размерах. На диаграмме Герцшпрунга – Рассела звезда начинает смещаться вправо – в область красных гигантов, увеличиваясь примерно в размере в 50 раз. Звезды скромных размеров, включая и Солнце, в конце жизни, после стадии красного гиганта сжимаются, сбрасывают оболочку (до 30% массы - образуется планетарная туманность), превращаясь в белые карлики, имеющие массу, не превышающую 1,2 M?, радиус в 100 раз меньше солнечного, и, следовательно, плотность в миллион раз больше солнечной. Белый карлик продолжает слабо светиться еще очень долго, пока его тепло не израсходуется полностью, и он превратится в мертвого черного карлика.

Завершающие стадии эволюции красных гигантов

Завершающие стадии эволюции красных гигантов - Конспект урока по астрономии в школе в 11 классе по теме "Происхождение и эволюция галактик и звезд"

Будущее Метагалактики

Будущее метагалактики звездный этап эволюции Метагалактики - Конспект урока по астрономии в школе в 11 классе по теме "Происхождение и эволюция галактик и звезд"

3. Возраст звезд и галактик

1) С помощью космического аппарата НАСА WMAP, запущенного 30 июня 2001г, курсирующего вокруг Солнца по орбите гравитационного баланса между Солнцем, Землей и Луной и собирающего сведения о фоновом микроволновом излучении, в 2005 году установлено:

  • а) Возраст нашей Галактики составляет 13,7 млрд.лет (точность 1%).
  • б) Вселенная состоит из:
  • - 4% атомов на которые распространяются известные законы электромагнетизма и гравитации;
    - 23% занимает темное вещество;
    - остальные 73% загадочная "антигравитация", побуждающая Вселенную расширяться.

2) Галактики начали образовываться через 100 млн.лет после Большого Взрыва и в последующие 3-5 млрд.лет сформировались и сгруппировались в скопления. Следовательно возраст самых старых эллиптических галактик около 14 млрд.лет.

3) Первые звезды появляются через 1млн.лет после Большого Взрыва, следовательно должны иметься звезды с возрастом около 14 млрд.лет.

4) Исследования самых старых шаровых скоплений, где звезды рождаются практически одновременно, показывает, что возраст звезд в них не менее 10 млрд.лет (население 2-го типа с низким содержанием элементов тяжелее Не). Скорее всего они образовались одновременно с галактиками.

5) Рассеянные скопления (звездные ассоциации) имеют возраст звезд 10-100 млн.лет (население 1-го типа звезд с высоким, около 3%, содержанием металлов). Процесс звездообразования идет и сейчас (например в туманности Ориона).

4. Шкала Вселенной

2. Закрепление материала:

1. Каков эволюционный путь звезды с массой 1,7 солнечно и показать треки на диаграмме Г-Р.

2. Решение №8, стр.182

Итог урока астрономии в 11 классе:

  • 1. Что такое космогония и ее отличие от космологии?
  • 2. Каковы основные этапы эволюции звезд?
  • 3. Какова судьба Солнца в будущем?
  • 4. Оценки.

Домашнее задание по астрономии: §31, вопросы стр. 181-182, СР№16 Приготовить презентацию по теме "Эволюция звезд"

Дополнение к уроку астрономии: Космологические парадоксы Вселенной, Материальность Вселенной

Конспект урока по астрономии по теме: "Происхождение и эволюция галактик и звезд"

Астрономия Воронцов Вельяминов

 

Copyright(c) 2012-2013-2014-2015-2016 Скачать бесплатно разработки уроков по астрономии, конспекты, презентации, планирование для учителя астрономии в школе

Рейтинг сайтов Луганска и Луганской области

ПУС ©™ - Первая Учительская Сеть сайтов