Урок 25

 

 

Главная 
План 1 
План 2 
План 3 
План 4 
План 5 
План 6 
План 7 
План 8 
Конспекты 

Конспект урока по астрономии по теме: "Связь между физическими характеристиками звезд"

Разработки уроков по астрономии, конспекты, презентации по астрономии

 Бесплатные разработки открытых уроков по астрономии в школе. Конспекты уроков по астрономии, презентации по астрономии в школе - скачать бесплатно Тематическое, календарное, поурочное планирование по астрономии скачать бесплатно

 

Разработка урока по астрономии.

Конспект урока по астрономии в школе в 11 классе по теме "Связь между физическими характеристиками звезд"

Урок 25

Тема урока астрономии: Связь между физическими характеристиками звезд

Ход урока астрономии в 11 классе:

1. Повторение материала

Цвет и температура звезд спектр и химический состав звезд светимость звезд

II. Новый материал

   В 1905г Эйнар Герцшпрунг установил зависимость светимости звезд с их спектральными классами, сопоставляя данные наблюдений. В 1913г Генри Рессел также независимо установил данную зависимость и представил ее графически. Зависимость "спектр-светимость" получила название диаграммы Герцшпрунга-Рессела. Диаграмма показывает зависимость между абсолютной звёздной величиной, светимостью, спектральным классом и температурой поверхности звезды.

Уточнена и дополнена другими учеными.

  • 1.      Подавляющее большинство звезд принадлежит главной последовательности.
  • 2.      Чем горячей звезды, тем большую светимость имеют.
  • 3.      Группы звезд делятся по размерам.
  • 4.      Звезды данного спектрального класса не могут иметь произвольной светимости (и наоборот).
  • 5.      По диаграмме исследуют эволюцию.
  • 6.      Большинство звезд – карлики.

     Любая звезда известного спектрального класса и светимости может быть отображена на диаграмме Г - Р отдельной точкой. Особый смысл диаграмма приобретает в том случае, когда она строится для группы связанных между собой звезд, например, звездного скопления. Для любой такой совокупности звезд точки распределяются неслучайным образом: большинство их оказывается в полосе, идущей по диагонали от верхнего левого края вниз направо (так называемой главной последовательности). Это связано с тем, что основным фактором, определяющим спектральный класс звезды и ее светимость, является ее масса. Главная последовательность - это, по существу, последовательность масс.

Главная последовательность звезд последовательность масс белые карлики субкарликиГлавная последовательность звезд последовательность масс белые карлики субкарлики

Главная последовательность (около 90% звезд):

- это последовательность звезд разной массы. Самые большие (голубые гиганты) расположены в верхней части, а самые маленькие звезды – карлики – в нижней части главной последовательности

- это нормальные звезды похожие на Солнце в которых водород сгорает в термоядерной реакции.

    Красные гиганты и сверхгиганты располагаются над главной последовательностью справа, белые карлики – под ней слева, поэтому начало левой части главной последовательности представлена голубыми звёздами с массами ~50 солнечных, конец правой — красными карликами с массами ~0.08 солнечных.

     Диаграмма Г - Р для звездного скопления показывает, сколько звезд находится на каждой стадии эволюции. Вместе с теоретическими представлениями об увеличении скорости эволюции с ростом звездной массы, это позволяет определять возраст скоплений. Если по вертикальной оси откладывать для скопления видимую, а не абсолютную звездную величину, то появляется возможность оценить расстояние до этого скопления.

     Диаграммы Г - Р полезны также для отображения последовательности изменений цвета и светимости отдельной звезды в ходе эволюции - до попадания на главную последовательность, при нахождении на ней и после ухода с нее. В итоге появляется эволюционный трек звезды.

В 1911–24гг астрономы Холм, Рассел, Герцшпрунг и Эддингтон установили, что для звезд главной последовательности существует связь между светимостью L и массой М, и построили диаграмму масса–светимость. Приближенно зависимость “масса- светимость” выражается отношением  L?m3,9.

Вращение звезд

Вращение звезд

III. Закрепление материала

1. Вопросы:

  • 1. Вега и Арктур. По диаграмме. У какой больше светимость, температура, абсолютная звездная величина? примерно определите данные показатели.
  • 2. Какой смысл имеет диаграмма Герцшпрунга–Рассела?
  • 3. Какие объекты называются звездами в конечной стадии эволюции?
  • 4. Сколько лет Солнце будет находиться на главной последовательности?
  • 5. Сколько лет существует наше Солнце? На какой стадии эволюции находится в настоящее время?
  • 6. В конце своей эволюции Солнце начнет расширяться и превратится в красный гигант. В результате, температура поверхности понизится вдвое, а светимость увеличится в 400 раз. При таких условиях поглотит ли Солнце при этом какие-либо из планет?

2. Диктант по диаграмме.

  • 1.      Существуют ли звезды спектрального класса В имеющие М=О?
  • 2.      Существуют ли красные сверхгиганты?
  • 3.      Какая звезда горячее: белый или красный карлик?
  • 4.      Оцените светимость Денеба (спектральный класс А2).
  • 5.      Какие по размеру звезды больше: спектрального класса G2 или В2?
  • 6.      Существуют ли звезды с L=100L? при Т=5Т? ?
  • 7.      Могут ли красные карлики превышать светимость Солнца?
  • 8.      Существуют ли звезды в 10 М? при М=10m?
  • 9.      Какая звезда вращается быстрее Солнца: спектрального класса 05 или М5?
  • 10.     До какой звезды дальше расстояние: 2пк или 2 св.года?
  • 11.     Плотность каких звезд больше: белых карликов или белых гигантов?
  • 12.     Если звезды нанести на диаграмму спектр-светимость (Герцшпрунга–Рассела), то большинство из них будут находиться на главной последовательности. Из этого вытекает, что:
  • А. На главной последовательности концентрируются самые молодые звезды.
    Б. Продолжительность пребывания на стадии главной последовательности превышает время эволюции на других стадиях.
    В. Это является чистой случайностью и не объясняется теорией эволюцией звезд.
    Г. На главной последовательности концентрируются самые старые звезды.
  • 13.     Диаграмма Герцшпрунга–Рассела представляет зависимость между:
  • А. Массой и спектральным классом звезды.
    Б. Спектральным классом и радиусом.
    В. Массой и радиусом.
    Г. Светимостью и эффективной температурой.
  • 14.     Область белых карликов на диаграмме Герцшпрунга–Рассела расположена:
  • А. В верхней левой части диаграммы;
    Б. В верхней правой части диаграммы;
    В. В нижней левой части диаграммы;
    Г. В нижней правой части диаграммы.
  • 15.     Звезда на диаграмме Герцшпрунга–Рассела после превращения водорода в гелий перемещается по направлению:
  • А. Вверх по главной последовательности, к голубым гигантам.
    Б. От главной последовательности к красным гигантам и сверхгигантам.
    В. В сторону низких светимостей.
    Г. В сторону ранних спектральных классов.
    Д. Звезда, в процессе эволюции однажды попавшая на главную последовательность, от нее не отходит.

3. Самостоятельная работа №13

 

Домашняя работа по астрономии: §25, вопросы стр. 142

Задачи:

  • 1.      Почему звезда с большой массой живет меньше, чем звезда с малой массой?
  • 2.      Чем, прежде всего, определяется давление и температура в центре звезды?
  • 3.      Как астрономам удается узнать об эволюционном пути, который проходят звезды?

Конспект урока по астрономии по теме: "Связь между физическими характеристиками звезд"

Разделы астрономии

 

Copyright(c) 2012-2013-2014-2015-2016 Скачать бесплатно разработки уроков по астрономии, конспекты, презентации, планирование для учителя астрономии в школе

Рейтинг сайтов Луганска и Луганской области

ПУС ©™ - Первая Учительская Сеть сайтов