План 2

 

 

Главная 
План 1 
План 2 
План 3 
План 4 
План 5 
План 6 
План 7 
План 8 
Конспекты 

 Тематическое планирование курса астрономии в 11 классе(базовый уровень)

Разработки уроков по астрономии, конспекты, презентации по астрономии

 Бесплатные разработки открытых уроков по астрономии в школе. Конспекты уроков по астрономии, презентации по астрономии в школе - скачать бесплатно Тематическое, календарное, поурочное планирование по астрономии скачать бесплатно

 

Тематическое планирование курса астрономии 11 класс.

 Тематическое планирование курса астрономии для 11 класса (базовый уровень) 1 час в неделю

Календарно-тематический план ориентирован на использование базового учебника Астрономия(Астрология) 11 класс,  БА Воронцов-Вельяминов, ЕК Страут 2007г

Автор:  Усачев Р.А.

Пояснительная записка

Настоящий календарно-тематический план по астрономии разработан применительно к учебной программе по астрономии для общеобразовательных учреждений «Астрономия 11 класс», Е. К. Страут 2010г. Календарно-тематический план ориентирован на использование базового учебника Астрономия 11 класс,  БА Воронцов-Вельяминов, ЕК Страут 2007г.., а также дополнительных пособий: для учителя

  • 1. «Что и как наблюдать на звездном небе?», Э. С. Зигель, 1979г.
  • 2. «Астрономия в 11 классе. Методика проведения практических работ», Б. А. Воронцов-Вельяминов, 1984г.
  • 3. «Сборник вопросов и задач по астрономии», под ред. Б. А. Воронцов-Вельяминов, 1982г.
  • 4. Физика. Еженедельное приложение к газете «Первое сентября», статьи по астрономии и астрологии.

Для учащихся к уроку астрономия:

  • 1. Учебник    Астрономия 11 класс,  БА Воронцов-Вельяминов, ЕК Страут 2007г.
  • 2. Книга для чтения по астрономии. Астрофизика и Астрология. М. М. Дагаев, В. М. Чаругин, 1988 г.

Главной целью лицейского образования является развитие ребенка как компетентной личности путем включения его в различные виды ценностной человеческой деятельности: учеба, познания, коммуникация, профессионально-трудовой выбор, личностное саморазвитие, ценностные ориентации, поиск смыслов жизнедеятельности. С этих позиций обучение рассматривается как процесс овладения не только определенной суммой знаний и системой соответствующих умений и навыков, но и как процесс овладения компетенциями.

На основании требований  Государственного образовательного стандарта  2004 г. в содержании календарно-тематического планирования предполагается  реализовать актуальные в настоящее время компетентностный, личностно-ориентированный, деятельностный  подходы, которые определяют задачи обучения:

Приобретение знаний и умений для использования в практической деятельности и повседневной жизни;

Овладение способами познавательной, информационно-коммуникативной и рефлексивной  деятельностей;

Освоение познавательной, информационной, коммуникативной, рефлексивной компетенций.

Компетентностный подход определяет следующие  особенности предъявления содержания образования: оно представлено в виде трех тематических блоков, обеспечивающих формирование компетенций. В первом блоке представлены дидактические единицы, обеспечивающие совершенствование  навыков научного познания. Во втором — дидактические единицы, которые содержат сведения по теории физики. Это содержание обучения является базой для развития познавательной компетенции учащихся. В третьем блоке представлены дидактические единицы, отражающие историю развития физики и обеспечивающие развитие учебно-познавательной и рефлексивной компетенции. Таким образом, календарно-тематическое планирование обеспечивает взаимосвязанное развитие и совершенствование ключевых, общепредметных и предметных компетенций.

Личностная ориентация образовательного процесса выявляет приоритет воспитательных и развивающих целей обучения. Способность учащихся  понимать причины и логику развития физических процессов открывает возможность для осмысленного восприятия всего разнообразия мировоззренческих, социокультурных систем, существующих в современном мире. Система учебных занятий призвана способствовать развитию личностной самоидентификации, гуманитарной культуры школьников, их приобщению к современной физической науке и технике, усилению мотивации к социальному познанию и творчеству, воспитанию  личностно и общественно востребованных качеств, в том числе гражданственности, толерантности.

Деятельностный подход отражает стратегию современной образовательной политики: необходимость воспитания человека и гражданина, интегрированного в современное ему общество, нацеленного на совершенствование этого общества. Система уроков сориентирована не столько на передачу «готовых знаний», сколько на формирование активной личности, мотивированной к самообразованию, обладающей достаточными навыками и психологическими установками к самостоятельному поиску, отбору, анализу и использованию информации. Это поможет выпускнику адаптироваться в мире, где объем информации растет в геометрической прогрессии, где социальная и профессиональная успешность напрямую зависят от позитивного отношения к новациям, самостоятельности мышления и инициативности, от готовности проявлять творческий подход к делу, искать нестандартные способы решения проблем, от готовности к конструктивному взаимодействию с людьми.

Настоящий календарно-тематический план по астрономии учитывает направленность класса.

 

Согласно действующему учебному плану по астрономии и с учетом направленности классов, календарно-тематический план астрономии предусматривает следующие варианты организации процесса обучения:

•  в 11 классе предполагается обучение в объеме 34 часов;

В соответствии с этим реализуется модифицированная программа  «Астрономия 11 класс»,  БА Воронцов-Вельяминов, ЕК Страут., в объеме 34 часов.

С учетом уровневой специфики класса выстроена система учебных занятий (уроков), спроектированы цели, задачи, ожидаемые результаты обучения (планируемые результаты), что представлено в схематической форме ниже.

Основой целеполагания является  обновление требований к уровню подготовки выпускников, отражающее важнейшую особенность педагогической концепции государственного стандарта— переход от суммы «предметных результатов» (то есть образовательных результатов, достигаемых в рамках отдельных учебных предметов) к межпредметным и интегративным результатам. Такие результаты представляют собой обобщенные способы деятельности, которые отражают специфику не отдельных предметов, а ступеней общего образования. В государственном стандарте они зафиксированы как общие учебные умения, навыки и способы человеческой  деятельности, что предполагает повышенное внимание  к развитию межпредметных связей курса  физики.

Дидактическая модель обучения и педагогические средства  отражают модернизацию основ учебного процесса, их переориентацию на достижение конкретных  результатов в виде сформированных умений и навыков учащихся, обобщенных способов  деятельности. Особое внимание уделяется познавательной активности учащихся, их мотивированности к са­мостоятельной учебной работе. Это предполагает все более широкое использование нетрадиционных форм уроков, в том числе методики деловых игр, проблемных дискуссий, поэтапного формирования умения решать задачи.

На ступени полной, средней школы задачи учебных занятий (в схеме – планируемый результат)  определены как закрепление умений разделять процессы на этапы, звенья, выделять характерные причинно-следственные связи, определять структуру объекта познания, значимые функциональные связи и отношения между частями целого, сравнивать, сопоставлять, классифицировать, ранжировать объекты по одному или нескольким предложенным основаниям, критериям. Принципиальное значение в рамках курса приобретает умение различать факты, мнения, доказательства, гипотезы, аксиомы.

 Система заданий призвана обеспечить тесную взаимосвязь различных способов и форм учебной деятельности: использование различных алгоритмов усвоения знаний и умений при сохранении единой содержательной основы курса, внедрение групповых методов работы, творческих заданий, в том числе методики исследовательских проектов.

Спецификой учебной проектно-исследовательской деятельности является ее направленность на развитие личности, и на получение объективно нового исследовательского результата.

Цель учебно-исследовательской деятельности — приобретение учащимися познавательно-исследовательской компетентности, проявляющейся в овладении  универсальными способами освоения действительности, в развитии способности к исследовательскому  мышлению, в активизации личностной позиции учащегося в образовательном процессе.

Модульный принцип позволяет не только укрупнить смысловые блоки содержания, но и преодолеть традиционную логику изучения материала — от единичного к общему и всеобщему, от фактов к процессам и закономерностям. В условиях модульного подхода возможна совершенно иная схема  изучения  физических процессов «всеобщее — общее— единичное».

Акцентированное внимание к продуктивным формам учебной деятельности предполагает актуализацию информационной компетентности учащихся: формирование простейших навыков работы с  источниками, (картографическими и хронологическими) материалами. В требованиях к выпускникам старшей школы ключевое значение придается комплексным умениям по поиску и анализу информации, представленной в разных знаковых системах (текст, таблица, схема, аудиовизуальный ряд), использованию методов электронной обработки при поиске и систематизации информации.

Специфика целей и содержания изучения астрономии на профильном уровне существенно повышает требования к рефлексивной деятельности учащихся: к объективному оцениванию своих учебных достижений, поведения, черт своей личности, способности и готовности учитывать мнения других людей при определении собственной позиции и самооценке, понимать ценность образования как средства развития культуры личности.

Для информационно-компьютерной поддержки учебного процесса предполагается использование программно-педагогических средств, реализуемых с помощью компьютера (на базе кабинета медиапрограмм с интерактивной доской).

Требования к уровню подготовки учащихся  11 класса (базовый уровень)

должны знать:

смысл понятий: активность, астероид, астрология, астрономия, астрофизика, атмосфера, болид, возмущения, восход светила, вращение небесных тел, Вселенная, вспышка, Галактика, горизонт, гранулы, затмение, виды звезд, зодиак, календарь, космогония, космология, космонавтика, космос, кольца планет, кометы, кратер, кульминация, основные точки, линии и плоскости небесной сферы, магнитная буря, Метагалактика, метеор, метеорит, метеорные тело, дождь, поток, Млечный Путь, моря и материки на Луне, небесная механика, видимое и реальное движение небесных тел и их систем, обсерватория, орбита, планета, полярное сияние, протуберанец, скопление, созвездия и их классификация, солнечная корона, солнцестояние, состав Солнечной системы, телескоп, терминатор, туманность, фазы Луны, фотосферные факелы, хромосфера, черная дыра, Эволюция, эклиптика, ядро;

определения физических величин: астрономическая единица, афелий, блеск звезды, возраст небесного тела, параллакс, парсек, период, перигелий, физические характеристики планет и звезд, их химический состав, звездная величина, радиант, радиус светила, космические расстояния, светимость, световой год, сжатие планет, синодический и сидерический период, солнечная активность, солнечная постоянная, спектр светящихся тел Солнечной системы;

смысл работ и формулировку законов: Аристотеля, Птолемея, Галилея, Коперника, Бруно, Ломоносова, Гершеля, Браге, Кеплера, Ньютона, Леверье, Адамса, Галлея, Белопольского, Бредихина, Струве, Герцшпрунга-Рассела, Амбарцумяна, Барнарда, Хаббла, Доплера, Фридмана, Эйнштейна;

должны уметь:

  • использовать карту звездного неба для нахождения координат светила;
  • выражать результаты измерений и расчетов в единицах Международной системы;
  • приводить примеры практического использования астрономических знаний о небесных телах и их системах;
  • решать задачи на применение изученных астрономических законов;
  • осуществлять самостоятельный поиск информации естественнонаучного содержания с использованием различных источников, ее обработку и представление в разных формах;
  • владеть компетенциями: коммуникативной, рефлексивной, личностного саморазвития, ценностно-ориентационной, смылопоисковой, и профессионально-трудового выбора.

Календарно-тематическое планирование. Астрономия. 11класс ЕК Страут «Дрофа» 2010

№ урока

дата

Тема урока

Количество часов

тип

Требования к уровню подготовки (знать/уметь)

Домашнее задание §

примерная

фактически

Введение 2ч

1

1-3,09

Предмет астрономии

Лекция, беседа

Смысл понятий  Предмет астрономии

1

2

6-10,09

Наблюдения- основа астрономии

1

Лекция, беседа

Смысл понятий Предмет астрономии

2

Практические основы астрономии 

3

20-24,09

Звезды и созвездия

1

Лекция, беседа

Смысл понятий Звезды и созвездия

3

4

27-30,09

29,09

Небесные координаты и звездные карты

1

Практикум Лекция, беседа

Смысл понятий Небесные координаты и звездные карты

4

5

4-9,10

6,10

Видимое движение звезд на различных географических широтах

1

Лекция, беседа

Смысл понятий Видимое движение звезд на различных географических широтах

5

6

11-16,10

13,10

Годичное движение Солнца по небу. Эклиптика.

1

Лекция, беседа

Смысл понятий Годичное движение Солнца по небу. Эклиптика.

6

7

18-23,10

20,10

Движение и фазы Луны.

1

Лекция, беседа

Смысл понятий Движение и фазы Луны.

7

8

25-30,10

Затмения Солнца и Луны.

1

Лекция, беседа

Смысл понятий Затмения Солнца и Луны.

8

9

8-13,11

Время и календарь

1

Решение задач

Решение задач

9

Строение Солнечной системы 5ч

10

22-27,11

Развитие представлений о строении мира

Лекция, беседа

Смысл понятий Развитие представлений о строении мира

10

11

29,11-4,12

Конфигурация планет.синодический период.

1

Лекция, беседа

Смысл понятий Конфигурация планет.синодический период.

11

12

6-11,12

Законы движения планет Солнечной системы

1

Лекция, беседа

Смысл понятий Законы движения планет

12

13

13-18,12

Определение расстояний и размеров тел в Солнечной системе

1

Лекция, беседа

Смысл понятий Определение расстояний и размеров тел в Солнечной системе

13

14

Движение небесных тел под действием сил тяготения

1

Лекция, беседа

Смысл понятий Закон всемирного тяготения  Возмущения в движении тел Солнечной системы   Масса и плотность Земли Определение массы небесных тел. ПриливыДвижение искусственных спутников Земли и космических аппаратов к планетам Солнечной системы

П.14

Природа тел солнечной системы 6ч

 

15

20-25,12

Общие характеристики планет

1

Лекция, беседа

Смысл понятий Общие характеристики планет

П15

16

10-14,01

Солнечная система как  комплекс тел, имеющих общее происхождение

1

Лекция, беседа

Смысл понятий Солнечная система как  комплекс тел, имеющих общее происхождение

П16

17

17-21,01

Система Земля-Луна

1

Лекция, беседа

Смысл понятий Земля

Луна

П17

18

24-29,01

Планеты земной группы

1

Лекция, беседа

Смысл понятий Общность характеристик

Меркурий'

Венера

Марс

П18

19

1-5,02

Планеты –гиганты

1

Решение задач

Смысл понятий Общность характеристик планет-гигантов

Спутники и кольца планет-гигантов

П19

20

7-12,02

Планеты – карлики и малые тела

1

Лекция, беседа

Смысл понятий Планеты-карлики

Кометы

Метеоры, болиды

П20

21

14-19,02

Контрольная работа №1

1

Решение задач

Решение задач

Солнце и звезды 4ч

1

22

1-5,03

Солнце – ближайшая звезда

1

Лекция, беседа

Смысл понятий Энергии и температура Солнца Состав и строение Солнца

Атмосфера Солнца

П21

23

7-12,03

Расстояния до звезд

Решение задач

Смысл понятий 1 Форма и размеры Земли

2.Определение расстояний в Солнечной системе
Горизонтальный параллакс Определение размеров светил

П22

24

14-19,03

Массы и размеры звезд

1

Лекция, беседа

Смысл понятий Двойные звезды. Определение массы звезд

Размеры звезд. Плотность их вещества

Модели звезд

П23

25

21-26,03

Переменные и нестационарные звезды

1

Лекция, беседа

Смысл понятий Пульсирующие переменные

Новые и сверхновые звезды

П24

Строение и эволюция  Вселенной 4ч

1

26

11-16,04

Наша Галактика

1

Лекция, беседа

Смысл понятий Млечный Путь и Галактика

Звездные скопления и ассоциации

Межзвездная среда: газ и пыль

Движения звезд в Галактике. Ее вращение

П25

27

18-23,04

Другие звездные системы-  галактики

1

Смысл понятий галактики

П26

28

25-30,04

Основы современной космологии

1

Лекция, беседа

Смысл понятий Основы современной космологии

П27

29

2-7,05

Контрольная работа №2

1

Лекция, беседа

Решение задач

30

9-14,05

Жизнь и разум во Вселенной

1

Дополнительные задания

П28

Резерв 4 ч

1

 

 

 

 

 

Тематическое планирование курса астрономии в 11 классе(базовый уровень)

Разработка урока по астрономии

 

Copyright(c) 2012-2013-2014-2015-2016 Скачать бесплатно разработки уроков по астрономии, конспекты, презентации, планирование для учителя астрономии в школе

Рейтинг сайтов Луганска и Луганской области

ПУС ©™ - Первая Учительская Сеть сайтов